« BackСравнение картины Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» и бюста «Леонардо да Винчи»Исследование 9. Сравнение картины Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» и бюста «Леонардо да Винчи», выполненного из камня (мрамора). Спецификой данного сравнения является то, что субъективное отображение лица на картине сравнивается с изображением на бюсте, материал которого не может отображать достаточно большое количество признаков внешности или изображать их в меньшей степени точности, чем на картине. Однако, учитывая высокую детализацию выполнения мраморного бюста и небольшое отличие в ракурсе представленных объектов в данном случаем можно применить метод визуального сопоставления, метод сопоставления относительных величин, а также совмещение по медиальной линии.
Визуальным сопоставлением выявлены следующие совпадающие признаки внешности: Отметка 1 – форма нижней кромки бороды (угловатая). Отметка 2 – размер рта, контур смыкания губ (волнистый). Отметка 3 – форма и степень выраженности носогубной складки. Отметка 4 – высота носа, ширина спинки носа, ширина переносья, наличие горбинки. Отметка 5 – положение глаз, размер глаз, форма глазной щели, степень раскрытия глазной щели, форма внутренних углов глаз. Отметка 6 – степень нависания века. Отметка 7 – выраженность межбровных морщин. Отметка 8 – форма, размер, относительное расположение ушной раковины. Отметка 9 – дугообразная форма противозавитка и особенности строения верхней ножки противозавитка левой ушной раковины.
Наряду с этим ниже отмечены различающиеся признаки:
Отметка 10 – положение крыльев носа (средние и приподнятые). Отметка 11 – контур бровей (извилистый и прямолинейный). Отметка 12 – линия роста волос в височно-лобной области. Неодинаковый контур бровей объясним запечатлением эмоции (брови приподняты) на картине, а линия роста волос – изменяемостью данного признака (облысение), положение крыльев носа объяснимо разным ракурсом. При сравнении данных изображений, возможно, имеет место быть некоторая разница в возрасте исследуемых лиц, а именно изображение бюста несколько моложе, чем изображение на картине. С помощью метода сопоставления относительных величин (на репродукциях с расстоянием между центрами зрачков 19 мм) были измерены отрезки между величинами, которые наименее изменяемы внешними факторами: 4-41 – расстояние между внутренними углами глаз 10 мм; 5-51 – расстояние между внешними углами глаз, 2,75/2,8 мм; 15-151 – расстояние между верхнеушными точками, 50мм; 61-62 – расстояние между нижненосовыми точками, 10мм.
Данный метод является вспомогательным и исходные отрезки нельзя измерить с абсолютной точностью (до 0,5 мм), учитывая различный угол поворота и наклона головы и особенности изготовления отображения внешности. Однако результаты измерений показывают достаточно одинаковые пропорции лица, что указывает также и на точность при запечатлении внешности данных лиц.Совместив левую и правую части лица, разделённых по осевой линии, с частями другого изображения, также видно совпадение по элементам внешности, каждый из них является продолжением другого, кроме кончика и крыльев носа, а также размера уха (бóльший) на первом изображении. На несовпадение этих элементов влияет ракурс изображённых лиц, различный поворот головы. Однако лицо на картине и изображение лица скульптуры в достаточной степени воспринимаются как одно лицо.
Таким образом, результаты применённых методов и выявленные совпадающие признаки внешности исследуемых лиц являются достаточными для вывода о том, что на представленных изображениях изображено одно и то же лицо.
Литература:
Эксперты: |