Исследование 7

« Back

Исследование рукописного текста на картине

Исследование 7.   

На фотоизображении картины имеется участок с частично читаемым рукописным текстом, выполненным латинскими буквами. 



 

 

 

Leonardo da Vinci Self Portrait №3 
Фотоизображение картины с участком рукописного текста

 

7И1 Исследование рукописного текста

Фотоизображение участка картины с рукописным текстом

Учитывая следующие факты:

  1. Особенности почерка Леонардо Да Винчи - справа налево в «зеркальном» исполнении;
  2. Характерные особенности выполнения букв и их элементов (частные признаки почерка) возникают при формировании письменно-двигательного навыка и отображаются у конкретного человека при любых вариантах выполнения рукописных записей.

Сравнительный анализ проводился по зеркальному отображению данного рукописного текста на фотоизображении участка картины.

 

7И2 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3

Зеркальное отображение фотоизображения участка картины с рукописным текстом

7И3 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3
Образцы «зеркального» почерка Леонардо Да Винчи

   При сравнительном исследовании имеющихся общих и частных признаков почерка в зеркальном отображении рукописного текста на участке картины, с признаками в образцах «зеркального» почерка Леонардо Да Винчи установлены совпадения некоторых общих (наклон, связность, форма линии письма), а также следующих частных признаков почерка:

  1. Протяженность движений при выполнении правого элемента буквы – увеличена по вертикали;
  2. Форма движений при выполнении верхней части правого элемента буквы - дуговая;
    7И4 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3 7И5 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3
  3. Вид соединения движений при выполнении элементов буквы - интервальный;
  4. Форма движений при выполнении нижнего элемента буквы - дуговая;
    7И6 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3 7И7 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3
  5. Направление движений при выполнении заключительной части правого элемента буквы - справа налево, снизу вверх;
  6. Протяженность движений при выполнении правого элемента буквы - увеличена по вертикали;
    7И8 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3 7И15 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3
  7. Утолщение штриха в нижней части буквы.
  8. Размещение движений при выполнении буквы «о» - точки начала и окончания расположены вверху;
    7И10 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3 7И9 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3
  9. Количество движений при выполнении буквы «Т» увеличено, за счет дополнительного штриха в левой части горизонтального элемента;
    7И11 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3 7И12 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3
  10. Форма движений при выполнении левого элемента – извилистая;
  11. Форма движений при выполнении правого элемента - дуговая;
    7И13 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3 7И14 Исследование рукописного текста участка картины Автопортрет №3

   Наряду с совпадениями отмечаются и различия по некоторым общим и частным признакам, в том числе, которые объясняются различными условиями выполнения, а также ограниченным количеством представленных образцов (различающиеся признаки, которые могут быть объяснены, отмечены на фото красителем синего цвета). Совокупность установленных совпадающих признаков почерка и его особенность (справа налево в зеркальном исполнении) является основанием для вывода о том, что рукописный текст на участке картины, фотоизображение которого представлено на исследование выполнен Леонардо Да Винчи.   

 

 

Литература: 

  • Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
  • Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
  • А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
  • В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
  • В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
  • П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;

 

Эксперты: 
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург; 

Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень. 

Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна.



 

RAFAELLO SANZIO (RAPHAEL) (1483-1520)