Исследование 20

« Back

В данном исследовании обобщены результаты трёх экспертиз.

Экспертиза №1.

Сравнение автопортрет Леонардо да Винчи и Бюст «Пьеро да Винчи».

       «Автопортрет» - На портрете изображен мужчина возрастом 40-50 лет на тёмно-зелёном фоне, с усами и бородой, в чёрной верхней одежде, в головном уборе,  наклон головы отсутствует, незначительный поворот туловища и головы направо. В правой руке держит лист бумаги с текстом, в левой - перчатки. На поясе с правой стороны сумка, на которой художник Леонардо да Винчи изобразил «орнамент» (фото 1,3).

     «Бюст» - в изображении бюста №1 отображен мужчина возрастом 40-50 лет, с усами и бородой, без головного убора, наклон головы отсутствует. На плечах в одеянии отображены стилизованные изображения львов, в одеянии бюста также имеется «орнамент» (фото 2,4).

Self Portrait №3 Leonardo da Vinci И 2-20-э1-1  
 Фото 1. Автопортрет 
Леонардо да Винчи
Фото 2. Бюст. 
«Пьеро да Винчи»
(скульптор Леонардо да Винчи)
   

Орнаменты, имеющиеся на изображениях представленных автопортрета и бюста.

И 2-20-1 И 2-20-2
Фото 3. Орнамент на сумке с  автопортрета.
Фото 4. Орнамент на грудной части бюста.

Визуальное сравнение орнаментов.

         При визуальном сравнении орнаментов, имеющихся на изображениях сумки на автопортрете и в нагрудной части бюста, способом сопоставления установлены следующие совпадающие признаки:

1. Однотипность рисунка.

2. Волнообразный стиль выполнения орнаментов.

3. Соотношение размеров выполнения отдельных «завитков»: верхний завиток имеет меньшую протяженность по высоте, чем располагающийся под ним (фото 5,6).

   
И 2-20-3 И 2-20-4
Фото 5. Фрагмент завитков в орнаменте на сумке с автопортрета. 
Фото  6. Фрагмент завитков в орнаменте на грудной части бюста.
   
4. Наличие сдвоенных прямых линий, располагающихся слева и справа от волнообразного рисунка (фото 7,8).
И 2-20-5 И 2-20-6
Фото 7. Фрагмент сдвоенных линий в орнаменте на сумке с автопортрета.         
 Фото 8. Фрагмент сдвоенных линий  в орнаменте на грудной части бюста.
   

5. Наличие двойных ответвлений (условно «листочков») (фото 9,10).

И 2-20-7 И 2-20-8
Фото 9. Фрагмент двойных ответвлений в орнаменте  на сумке с автопортрета.
Фото 10. Фрагмент двойных  ответвлений в орнаменте на грудной части бюста.
   

6. Совпадение «длины и амплитуды волны» центрального узора (фото 11).

  И 2-20-11

Фото 11. «Длина и амплитуда волны» центральных узоров в бюсте и на картине.

Совокупность установленных совпадающих признаков, отразившихся в орнаментах на автопортрете и бюсте являются основанием для вывода о том, что данные орнаменты выполнены рукой одного автора – Леонардо да Винчи.

   

Экспертиза №2

Сравнение изображения «Бюст №1» Леонардо да Винчи и изображения «Бюст №2» «Пьеро да Винчи».

       «Бюст №1» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 30-40 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.

       «Бюст №2» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 40-50 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.

И 2-20-э2-1 И 2-20-э1-1
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2
   
И 2-20-иб1 И 2-20-иб2
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2
   

Визуальное сопоставление признаков внешности.

И 2-20-э2-3
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2

Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки.

 

Визуальным сравнением установлено совпадение лиц по следующим групповым признакам: овальной форме лица, средней полноте лица, в целом средним чертам лица, конфигурации волос – извилистые, а также по следующим частным признакам:

1 – размер рта, контур смыкания губ извилистый, ширина кайм губ средняя, форма дуговая;

2 – относительное расположение носа и рта по высоте;

3 – ширина переносья, высота носа в целом;

4 – форма контура «челки» дуговая; 

5 – форма внутреннего угла глаза, контур глазной щели – миндалевидный;

6 – взаиморасположение ушных раковин относительно горизонтальной линии глаз;

7 – форма, расположение, угол наклона носогубных складок;

 

Наряду с совпадающими признаками выявлены следующие различия: длина волосяного покрова, форма щек (1), форма бровей (2), а также наличие (отсутствие) лобных, межбровных и окологлазничных морщин.

И 2-20-э2-4
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2

Красителем синего цвета отмечены различающиеся признаки.

   

Экспертиза №3

Сравнение изображения «Бюст №1» и изображения «Бюст №2» (профиль).

       « Бюст №1» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 30-40 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.

        «Бюст №2» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 40-50 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.

И 2-20-э3-1 И 2-20-э3-2
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2
  И 2-20-э3-3 
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2
   

Визуальное сопоставление признаков внешности

И 2-20-э3-4
Изображение бюста №1 Изображение бюста №2

Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки.

 

Визуальным сравнением изображений бюстов в профиль, также установлено совпадение лиц по групповым признакам: овальной форме лица, средней полноте лица, в целом средним чертам лица, конфигурации волос – извилистые, а также по следующим частным признакам:

1 – форма, расположение, угол наклона носогубных складок;

2 – относительное расположение носа и рта по высоте;

3 – высота и форма носа, переносья в целом;

4 – взаиморасположение ушных раковин относительно горизонтальной линии глаз;

5 – общая форма и размеры уха, форма, размеры противозавитка и козелка уха;

6 – форма и размеры скуловых дуг;

Наложение изображений профилей бюстов.

И 2-20-э3-5

     При наложении исследуемых изображений профилей бюстов и проведении сравнения этих изображений установлено общее совпадение профиля, строения черепа, а также размеров, расположения и взаиморасположения отдельных элементов лица.

     Результаты экспертизы №1 (исследования №20), а также совокупность установленных совпадающих и различающихся признаков внешности исследуемых лиц, отразившихся в бюсте №1 и бюсте №2 (экспертиза №2 и экспертиза №3), устойчивы, индивидуальны и могут являться основанием для предположения о том, что в представленных бюстах изображены родственники, в данном случае единственный вариант - Леонардо да Винчи и его отец Пьеро да Винчи.

 

 

Литература: 

  • Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
  • Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
  • А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
  • В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
  • В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
  • П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;

 

Эксперты: 
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург; 

Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень. 

Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна

 



 

RAFAELLO SANZIO (RAPHAEL) (1483-1520)