Исследование 2

« Back

Сравнение автопортретов Леонардо Да Винчи

Исследование 2. 

Сравнение "Автопортрета №1" (изображение слева) и "Автопортрета №2" (изображение справа). На обеих работах Леонардо да Винчи "Автопортрет №1" и "Автопортрет №2" изображены молодые люди примерно одного возраста, 16 - 20 лет, европеоидного типа. Несмотря на то, что положение головы (наклон и поворот) различны, визуально представленные лица обладают типажным сходством и имеется достаточно признаков внешности, подлежащих сравнению.

 

 


 
 
Leonardo da Vinci self portrait №1 Leonardo da Vinci Self Portrait №2
Автопортрет №1 Автопортрет №2
 

   Сравнительное исследование внешности лиц, с учётом ракурса и особенностей изображения, проводилось методом визуального сопоставления. Для этого изображения были приведены к единому размеру (с одинаковым расстоянием между зрачками глаз 19 мм), изображение картины «Автопортрет №2» повернуто вправо до примерного положения головы лица на «Автопортрете №1» и обесцвечены.

Leonardo da Vinci Self Portrait №1 Leonardo da Vinci Self portrait №2
Автопортрет №1 Автопортрет №2

 

   На нижеследующих изображениях красным цветом отмечены совпадающие признаки внешности с последующими пояснениями.

Leonardo da Vinci Self portrait №1 Leonardo da Vinci Self portrait №2
Автопортрет №1 Автопортрет №2

 

Отметка 1 – высота подбородка (средняя), контур подбородка (треугольный).

Отметка 2 – размер рта (средний), ширина кайм губ (средняя).

Отметка 3 – высота верхней губы (средняя), контур смыкания губ (волнистый), контур каймы верхней губы (извилистый).

Отметка 4 – контур носогубного фильтра (овальный).

Отметка 5 – форма кончика носа (округлая), контур спинки носа (извилистый).

Отметка 6 – наличие горбинки.

Отметка 7 – цвет глаз, степень раскрытия глазной щели (средняя), форма внутренних углов глаз.

Отметка 8 – отсутствие нависания век.

Отметка 9 – контур бровей (дугообразный), ширина, длина, высота бровей, взаиморасположение бровей (расставленное).

Отметка 10 – цвет и конфигурация волосяного покрова (волнистые)

 

Leonardo da Vinci Self portrait №1 Leonardo da Vinci Self portrait №2
Автопортрет №1 Автопортрет №2

   Наряду с совпадающими признаками выявлены различия, которые отмечены синим цветом:

Отметка 11 – особенности подбородка (отвислость на автопортрете №2), объяснимо положением головы (прижатый подбородок к шее), полнотой лиц.

Отметка 12 – различная выраженность складок крыльев носа и форма ноздри – в данном случае, не имея других изображений указанных лиц, стоит учитывать различный поворот головы и сравнение двух разных сторон носа: правой на первом изображении, левой на втором - которые могут быть не симметричны и не могут быть устойчивым различием.

Отметка 13 – выраженность подглазничных мешков (слабо выраженные и средне выраженные), что может объясняться различным состоянием здоровья, усталостью, освещением, а также различный тон глаз при одинаковом цвете (тёмно-карие и светло-карие). Указанные различия могут быть объяснены различным субъективным отображением лиц, различным освещением, положением головы, а также небольшой разницей в возрасте.

   Совпадающие признаки внешности исследуемых лиц устойчивы и индивидуальны, а различающиеся признаки вполне объяснимы. Из этого можно сделать вывод о том, что на представленных картинах изображено одно и то же лицо.

 

 

Литература: 

  • Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
  • Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
  • А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
  • В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
  • В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
  • П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;

 

Эксперты: 
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург; 

Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень. 

Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна.

 



 

RAFAELLO SANZIO (RAPHAEL) (1483-1520)