« BackСравнение картины Леонардо да Винчи «Портрет матери» и картины Франческо Мельци «Портрет матери Леонардо да Винчи»Исследование 13. На представленной картине Леонардо да Винчи “Портрет матери” №1 и картине Франческо Мельци “Портрет матери Леонардо да Винчи №2” изображены молодые девушки, визуально 20-30 лет, с улыбающимся выражением лица, различным наклоном и поворотом головы.
Для исследования изображения лиц были приведены к одинаковому размеру с расстоянием между зрачков глаз 19 мм (на второй картине зрачки глаз определялись по центру, исходя из направления взгляда). В процессе исследования изображений проводилось определение угла поворота и наклона головы по методу П.Г.Орлова. На «Портрете №1» наклон головы составляет 3-4 градуса вперёд, поворот головы вправо, на «Портрете №2» наклон головы вперёд составляет 6-7 градусов, голова повёрнута влево. Сравнительное исследование внешности лиц, изображенных на представленных изображениях, с учётом ракурса и особенностей отображения, проводилось методами визуального сопоставления и сопоставления с помощью масок. Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки внешности:
Отметка 1 – высота, ширина и контур подбородка. Отметка 2 – размер рта, положение углов губ, высота верхней губы, ширина кайм губ, контур смыкания губ. Отметка 3 – контур каймы верхней губы. Отметка 4 – форма и полнота лица, форма щек, выраженность скул. Отметка 5 – высота, ширина носа, ширина переносья, форма кончика носа. Отметка 6 – степень выраженности подглазничных мешков, отсутствие ресниц. Отметка 7 – положение (степень нависания) верхнего века – отсутствует. Отметка 8 – контур, взаимоположение, высота, ширина, длина, густота и особенность бровей. Отметка 9 – линия роста волос, цвет волосяного покрова, наличие прямого пробора посредине головы. Различия выявлены в тоне волос и конфигурации волосяного покрова, что в достаточной степени объяснимо различной степенью интенсивности освещения, простотой изменения данного признака (окрашивание волос, их выгорание на солнце), а также особенностью использованных красок при написании картин, условиями их хранения и в высоте шеи (различное положение головы, различное субъективное восприятие). Сопоставление с помощью метода масок позволяет сосредоточить максимум внимания на наиболее значимых элементах внешности и их признаках, при этом лица воспринимаются как одно. Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что совпадающие признаки внешности на «Портрете №1» и «Портрете №2» устойчивы, существенны, в своей совокупности индивидуальны, позволяют выявить комплекс частных идентификационных признаков внешности и их особенностей, присущих одному лицу. Различающиеся признаки внешности малочисленны, неустойчивы и объяснимы, поэтому может быть сделан вывод о том, что на представленных на исследование портретах изображено одно и то же лицо.
Литература:
Эксперты: |